ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
Чайная церемония как пример управления поведением.


В результате участия в чайной церемонии человек — вне зависимости от его первоначального настроя и первоначальных намерений, — оказывается в совершенно определённом, наперёд просчитываемом и заранее запланированном психологическом состоянии — в психологическом состоянии с практически полностью обнулённой эмоциональной (а иногда и волевой) составляющей. При этом чакры, основные энерго-информационные каналы, оказываются открытыми, и человек становится легко доступным любым тонким воздействиям.

Церемония вписана в этикет: от приглашения невозможно отказаться (естественно, в тех обществах, где чайная церемония является частью традиций; а в какой угодно стране людей приучили воспринимать традиции как нечто святое и во многом обязательное к исполнению, поэтому традиционные, в строго этнографическом значении этого термина, общества – это общества с наиболее отчётливым доминированием типа строя психики «зомби», и те деятели, которые стремятся убедить всех, что спасение России – в возврате к традициям, скорее всего не отдают себе отчёт в том, что «зомби» давно уже стали неконкурентоспособными по причине непрерывно и кардинально меняющейся информационной обстановки, для адекватного функционирования в которой необходимо творческое отношение к жизни, а не неукоснительное следование однажды заложенной программе). Таким образом, получив приглашение, человек автоматически как бы встаёт на конвейер, где происходит обработка его психики по уже веками отлаженной технологии – и потому, помня о возможности использования тех состояний, которые достигаются в результате применения этой технологии, принимать от людей Востока приглашение на чай нужно только с ясным сознанием, чётко понимая суть мероприятия.

* * *

Отличительной чертой умелого манипулирования является постоянное впечатление свободы воли, когда человеку кажется, будто то или иное решение он принимает сам, по собственной воле; когда ему кажется, что это решение – его решение, что он действует безо всякого принуждения, что действует самостоятельно, хотя на самом деле существует сценарий; этот сценарий тщательно продуман; и продуман не им; этот сценарий может быть чрезвычайно подробным или самым общим, но главное в любом случае то, что человек внутри этого сценария – лишь пешка, практически не имеющая никаких степеней свободы (думаю, понятно, что в большинстве случаев речь идёт в статистически-вероятностном, а не строго детерминированном смысле). И чайная церемония наиболее наглядно иллюстрирует это.

Так, скажем, самый яркий тут пример: поклон при входе в чайный домик. Человек его совершает реально не потому, что строго придерживается принятого церемониала, и не потому, что осознанно решил поклониться, и не потому, что вежлив, а потому, что, не поклонившись, он физически не сможет войти в чайный домик: дверцу в традиционный чайный домик, где проводили церемонию, обязательно делали низкой — такой, что войти в неё можно было, только нагнуть голову.

То есть никто не хватает человека жилистой рукою за шею и силой не гнёт его голову к полу. И никто не приказывает ему: «Поклонись!». Он кланяется сам. Кланяется потому, что пространственная среда продумана и организована так, что иначе просто невозможно. Человека незаметно для него вынуждают действовать так и только так. Вынуждают, используя его поведенческие автоматизмы. А он при этом считает себя свободным — считает потому, что реально альтернатив ему не оставлено и свой «выбор» он осуществляет формально действительно сам.

Или вот, скажем, отказ от первоначальных воинственных намерений — тоже ведь показательно… И, главное, опять дверь: дверь в чайном домике мало того, что низкая, она ещё и узкая, и с мечом и в доспехах в неё не протиснешься — хочешь не хочешь, а приходится предварительно разоружиться. И, кроме того, сам домик — маленький: пространство внутри него слишком мало для того, чтобы там сражаться. И, таким образом, приглашённый на чайную церемонию воин, автоматически, по привычке, оценивая потенциальную боевую обстановку, видит, что для схватки она совсем не подходит, и откладывает свои воинственные намерения (если они у него были) в долгий ящик, до более подходящих условий.

То есть никто не отнимает у него оружия, никто не связывает его верёвками по рукам и ногам — пространство организовано так, что он сам снимает меч, что он сам отказывается от своих воинственных намерений или откладывает их на потом (но никакого «потом» может и не быть — хотя бы потому, что психологическая обработка на этом не заканчивается).

* * *

И показательно, какое большое значение (в т.ч. энергетическое) имеет первый этап; условно говоря, дверь. Протискиваясь через узость входа, человек оставляет оружие, доспехи, намерения и т.д. и т.п.; его раскормленное «эго» не пролазит внутрь, оно остаётся снаружи, до порога; то есть вся наружная скорлупа остаётся снаружи, а внутрь попадает только то, что внутри, но у многих ли внутри многое есть? — и в том-то вся и фишка! — человек оказывается внутри как бы голым, без внешней защиты, но у большинства-то внутри пусто (внешнее у них и является внутренним, потому, скажем, и быстро загибаются, выйдя на пенсию и выпав из конвейера повседневного хождения на службу) и человек судорожно стремится эту пустоту чем-то срочно заполнить — и тут-то как раз у него, как тот рояль в кустах, под рукою «вдруг» оказывается новый «наполнитель» — какая-то мысль, идея, идеология, вероучение… — поэтому-то, кстати, разного рода ловцы человеческих душ так любят излечивать наркоманов — чтобы тут же легко заполнить своим содержанием образовавшуюся без наркотиков (а шире — без любой привязанности) у человека пустоту.

* * *

Кстати, не надо думать, что «эффект узкого входа» — чисто японское или китайское изобретение. Вспомните хотя бы разбросанные по всей России многочисленные специализированные сооружения для совершения ритуалов, где люди в нелепых для нашего климата одеждах жителей пустыни обрабатывают психику населения. Вспомните, рядом с широкими и вечно закрытыми церковными воротами всегда узенькая-узенькая калиточка, через которую-то и впускают паству… — Всё то же самое. Причём, это делается совершенно осознанно, поскольку в архитектурной семантике церквей, насколько я знаю, с сей калиточкой связываются известные евангельские слова о верблюде и игольном ушке, которые реально имеют не только одно, прямое (связанное с материальным богатством) значение, но и тот смысл, что в рай не попадёт и человек с большим эго, чему как раз и вторят слова о нищих духом…

* * *

Так вот, а оказавшись внутри чайного домика, человек сможет занять только то место, которое сможет занять, и при этом в его поле зрения окажутся висящие на стенах соответствующим образом подобранные гравюры и/или вид из окна на созданный по совершенно определённым эстетическим критериям садик и т.д. и т.п. Короче, через зрительный информационный канал человеку начинают быстренько обнулять эмоциональную сферу…

Вот, между прочим, хорошее дополнение к написанной мною на основе наработок В.А.Филина, спеца по визуальной среде, статье «Терминатор и птица-наблюдатель»: во внутреннем дизайне чайного домика, в гравюрах на стенах, в виде из окна и т.д. — соразмерность, гармония (в т.ч. и по цвету), полное отсутствие агрессивных ломанных линий — и большое количество деталей, которые можно рассматривать, рассматривать, рассматривать… По аналогии с медитативными изображениями это всё можно назвать медитативной визуальной средой — средой, рассматривание которой буквально втягивает в себя человека, останавливая течение в его сознании всех высокочастотных процессов.

* * *

Китайцы, надо сказать, не зря в состав своего московского бизнес-центра, что рядом с Ботаническим садом, включили и ландшафтный парк, выдержанный в классических китайских канонах — с прудами, мостиками, беседками и т.д. и т.п. Это — малая часть незаметной, ползучей агрессии, реализуемой методом культурного сотрудничества: россияне, приученные к китайской эстетике и полюбившие её, в перспективе будут уже без какого-либо психологического напряжения воспринимать сначала китайскую философию и мировоззрение, а затем и рост значения китайцев в нашей экономике (да и, наверное, не только в экономике). А это всё реально работает: результатом подобной же мягкой агрессии, но со стороны Запада стало разрушение СССР... И, без сомнения, когда, с присоединением к этому делу Китая, нас начнут дербанить уже с двух сторон, думающие люди, очнувшись, своё сегодняшнее умиление китайской (и японской) культурой вспомнят совсем иначе — как вспоминают сейчас своё былое преклонение перед западным образом жизни, по которому втихомолку сходили с ума в советские времена.

* * *

Но вернёмся снова непосредственно к чайной церемонии… Обработка психики идёт не только по зрительному информационному каналу — обработка психики идёт по всем имеющимся каналам: может звучать и очень спокойная, мелодичная, успокаивающая музыка; вокруг человека могут куриться благовония (а запахи, надо сказать, необычайно сильно воздействуют на подсознание, поскольку информация, поступающая через обоняние, минует этап осознания, чем, кстати, говорят, начали не столь давно активно пользоваться в торговых центрах и разного рода развлекательных заведениях — для ослабления воли и изменения восприятия времени); кроме того, сам завариваемый чай имеет свой сложный вкус и аромат (в московских магазинах нет и сотой доли существующих сортов чая), и вообще, если так задуматься, кто знает, какие там вещества (помимо кофеина) экстрагируются в процессе заварки каких-нибудь экзотических сортов и как они влияют на человеческую психику… Информацией забиваются все информационные каналы, и перегруженное сознание незаметно для человека отключается, и наступает полное расслабление: снимаются все внутренние мышечные и энергетические блоки — и, как говорится, клиент готов — готов для любой последующей обработки.

Да, конечно, в чайной церемонии не везде и не всегда соблюдаются абсолютно все многочисленные тонкости, да и есть разные версии чайной церемонии — так, скажем, тот же чайный домик далеко не везде обязателен. Но главное-то абсолютно не в этом, не во всех этих деталях и тонкостях. Главное — в медленности и сосредоточенности движений. Вот, что даёт по мозгам!

* * *

Медленные и сосредоточенные движения — ну, казалось бы, чего здесь такого?.. Чего здесь, спрашиваете, такого? Хе-хе, проведите-ка простой эксперимент: сделайте что угодно, но очень медленно и очень сосредоточенно. Скажем, заварите и выпейте чаю. Просто заварите и выпейте чаю… Вот рассмотрим любое движение руки. Скажем, берёте чашку. И если будете делать это медленно и сосредоточенно, осознавая буквально каждый миг, то в этом, казалось бы, простом движении откроете для себя целую вселенную. Дело в том, что любое движение состоит из множества микро-движений. Чтобы понять это, вовсе необязательно быть каким-нибудь крутым специалистом по робототехнике и съесть собаку на создании механических рук-манипуляторов, — достаточно просто внимательно рассмотреть движение собственной руки. Вот, скажем, движения указательного пальца: сгибание в этой фаланге, сгибание в этой, в этой… Движения большого пальца… Сгибание кисти… Поворот её в запястном суставе на такой-то угол… Короче, великое множество неосознаваемых, но абсолютно согласованных микро-движений, суммарным результатом которых является простое движение — взяли чайную чашку за ручку.

Подействуйте в таком вот режиме минуты три, а затем проанализируйте собственные ощущения… Ну и как, а? Где ну хоть какие-нибудь эмоции? Где мысли? Где все те многочисленные отвлекающие мысли, которые одновременно суетились в голове? Где все они?.. И, главное, механизм-то тот же самый, основанный на искусственном превышении возможностей интеллекта. Осознав раньше неосознаваемые и выполняемые «на автомате» все микро-движения, начав осознанно согласовывать все те параметры, которые раньше согласовывалось бессознательно, человек взваливает на себя такую грандиозную задачу, какую никогда до того не решал; он должен одновременно держать во внимании не 5-7 параметров (на удержание которых он, собственно говоря, и «спроектирован»), а гораздо, гораздо больше — и организм озадачивается вопросом нехватки «вычислительных ресурсов», нехватки мощностей — и начинает экономить, отбрасывая то, без чего он в данную минуту может обойтись — эмоции, разного рода ментальный мусор…

Вообще говоря, это такая разновидность медитации — предельно осознанно, медленно и сосредоточенно делать что-нибудь, абсолютно что угодно — мыть посуду, вышивать крестиком, делать из цветного песка мандалу, дышать…

* * *

Конечно, тут можно возразить, мол, если элементарно не знаешь, что во время чайной церемонии нужно действовать медленно и сосредоточенно, то действовать так не будешь, и всё это не сработает…

Будешь, даже и не заметишь, как будешь! (Вот почему, считаю, принципиально важно жить постоянно осознанно, будучи готовым в любую секунду ответить на вопрос, что, для чего, почему, как и зачем в данный момент ты делаешь). Почему? А за счёт общей расслабляющей и настраивающей на определённый лад атмосферы. Требуется-то ведь совсем чуть-чуть — чтобы у человека на какое-то мгновение ослабла воля. А дальше один человек другому своими собственными действиями задаёт ритм и скорость движений (скажем, много ли кто видел гуляющих пар, идущих не в ногу?). А если уж человек, неосознанно собезьяничая, начал действовать для себя непривычно медленно, то непривычно низкая скорость просто вынуждает задумываться над своими движениями, сознательно контролировать их. И так он невольно включается в вышеописанный процесс…

Нет, я не против самого по себе отключения эмоций — я только за, поскольку эмоции мешают разуму. Опасность я вижу совсем в другом — в том, что происходит после, когда человек, привыкший (точнее, приученный) жить эмоциями, приученный жить внешней и внутренней суетой, стремится восстановить привычное для себя состояние. В этот момент он подобен губке, впитывающей всё подряд. И в этот момент ему можно подсунуть какую угодно психологическую установку — впитает и не заметит… — и потому есть большая разница, когда человек отключает свои эмоции сам и осознанно, контролируя весь процесс, и когда это делают за него.

* * *

Ни дома, ни в детском саду, ни в школе человека не научают самостоятельно мыслить, самостоятельно (и заблаговременно!) выявлять и решать проблемы, принимать решения и нести за них личную ответственность, предвидеть последствия своих и чужих действий, а также бездействия… И, главное, человека не учат саморегуляции — ни на уровне владения собственным поведением, ни тем более на уровне управления собственным биополем (вообще, о каком управлении биополем можно говорить, если человек курит и пьёт). И потому человек легко становится марионеткой в руках тех, кого этому учили. И потому для него закрываются многие возможности. Например, сверхбыстрое обучение чему-либо по той простой методике, которая на примере стереометрии изложена в статье «Стереометрия: как помочь школьнику её освоить».

Что ж, если не научили, придётся научиться самим. Потому что помимо образования, есть и самообразование. Потому что помимо воспитания, есть и самовоспитание. Потому что помимо дисциплины, есть и самодисциплина.

12 июня 2008 года.
Тимофей Веретяхин.
P.S. Ещё см. «Этикет как средство социального управления».


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100