• КУЛЬТУРА

ДЕКЛАРАЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
О том, как А.Зализняк в книге ««Слово о полку Игореве»: Взгляд лингвиста» декларирует объективный характер своих исследований и как придерживается этой своей декларации.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»? ДА, НО ТОТ ЛИ ТЕКСТ?
Этот закономерный вопрос может возникнуть у вдумчивого читателя книги А.Зализняка ««Слово о полку Игореве»: Взгляд лингвиста» — особенно, после того, как А.Зализняк в ней объявил, что все аргументы будут рассматриваться с позиций обеих версий датировки поэмы (т.е. как с позиции XII века, так и с позиции XVIII века).

ЧТО ИМЕННО СВЯЗЫВАЕТ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» С «КРАЛЕДВОРСКОЙ РУКОПИСЬЮ» ВАЦЛАВА ГАНКИ?
1) Почему Й.Добровский стал первым критиком В.Ганки — своего талантливого ученика и автора знаменитой фабрикации. 2) Основные вехи в истории разоблачения подделок В.Ганки. 3) А.Зализняк логически неверно излагает историю разоблачения В.Ганки. Сравнение относительного количества ошибок в рукописях В.Ганки и в «Слове». 4) Опроверг ли А.Зализняк доводы А.Зимина по поводу подделки В.Ганки?

ДВЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗА ОДИН РАЗ
Возражение А.А.Зализняка М.Хендлеру в книге ««Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста» (и попутное косвенное возражение Ю.М.Лотману) даёт пример, наглядно показывающий, что в методике ошибся и Ю.М.Лотман, и А.А.Зализняк.

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ И «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Сравнение творчества Феофана Прокоповича со «Словом о полку Игореве» в рамках версии написания «Слова» в XVIII в.

СТЯЖАТЕЛИ ЧЕСТИ ИЛИ «РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ»?
Финальные слова «Слова о полку Игореве» — как водораздел в понимании смысла поэмы в целом.

«ЖАДНИ ВЕСЕЛИЯ» — КАК НАЗЫВАНИЕ БЕЗУДЕРЖНОГО СМЕХА В РИТУАЛЕ ПРОВОДОВ В «ИНОЙ МИР»
Ю.М.Лотман указывает на наличие ритуала в «Слове о полку Игореве». Цирковое искусство и «Злато слово» Святослава.

О СТРАННОСТЯХ МЫШЛЕНИЯ ИСТОРИКОВ
Об отношении к источникам информации ( по материалам древнерусских летописей ) на примере датировки похода князя Игоря.

ПОЧЕМУ Н.М.КАРАМЗИН ОТСТУПИЛ ОТ СВОИХ ПРИНЦИПОВ?
Совершенно нетипичный для Н.М.Карамзина образ действий при описании им похода князя Игоря. (Первая иллюстрация к заметке о странностях мышления историков).

МНОГОТОЧИЕ АКАДЕМИКА
О том, как академик А.С.Орлов, вольно или невольно, перещеголял Н.М.Карамзина в дезинформировании широкого читателя о летописных данных по поводу обстоятельств похода князя Игоря. (Вторая иллюстрация к заметке о странностях мышления историков).

ЧУДЕСА ПИККИО
О том, как Риккардо Пиккио пользуется данными Лаврентьевской летописи в своей книге «Slavia Orthodoxa: Литература и язык». (Третья иллюстрация к заметке о странностях мышления историков).

ОШИБКА А.ЗАЛИЗНЯКА
Беседовал с А.Лаврухиным, и он высказал такое наблюдение: А.Зализняк анализирует грамматики, а выводы делает о состоянии филологических знаний в обществе в целом.

ОШИБКА А.ЗАЛИЗНЯКА - 2
Продолжение беседы с А.Лаврухиным.

ОШИБКА А.ЗАЛИЗНЯКА - 3
В книге Е.Л.Конявской «Авторское самосознание древнерусского книжника (XI – середина XV в.)» натолкнулся на свидетельства, которые можно рассматривать как подтверждение мнения А.Лаврухина.

ОШИБКА А.ЗАЛИЗНЯКА - 4
А.Зализняк обосновывает невозможность написания поэмы «Слово о полку Игореве» в 18 веке низким уровнем языковых знаний тогдашней официальной науки, что, по нашему мнению, доказательством считаться не может.

ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ?..
Об откровенной фальсификации, в результате которой академическая наука записала митрополита Евгения (Болховитинова) в сторонники древности «Слова о полку Игореве». + замечания о странностях в отношении: (1) российской науки к аргументам Болховитинова, (2) Н.М.Карамзина и др. российских учёных к датировке «Слова о полку Игореве».

«БАРКОВЩИНА» В ПОЭМЕ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»?..
Вариант трактовки фрагмента «мосты мостити».

КАРНА И ЖЛЯ
Карна и Жля в «Слове о полку Игореве» свидетельствуют о том, что поэма написана в XVIII веке?..

ПОЧЕМУ А.С.ПУШКИН ЗАЩИЩАЛ ДРЕВНОСТЬ «СЛОВА»
Генеалогическо-династическая версия объяснения того, на мой взгляд, почему А.С.Пушкин так рьяно защищал мнение о том, что «Слово о полку Игореве» написано в XII веке.



М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Политический подтекст произведения.

СНАЧАЛА БЫЛО СНОВА
Мои впечатления от книги верлибров Фатимы Цаголовой «Сначала было снова».

«ГОРЕ ОТ УМА»
Воздействие этой комедии на нравственность правящей “элиты”

ДЕЦЛ И ФАРАОН
Децл мечтает о том же, что и египетский фараон Аменхотеп IV (Эхнатон). И эта мечта вполне выполнима.

«ОБЛОМОВ»
Ключи к пониманию романа И.А.Гончарова.

ЦИВИЛИЗАЦИИ: ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ТИПУ КУЛЬТУРЫ

АРИСТОКРАТ
Краткая, но, на мой взгляд, необычайно выразительная характеристика дворян-аристократов, — для отрезвления тех, кто сегодня идеализирует и романтизирует былую дворянскую аристократию и видит в её возрождении залог возрождения России. Взята мною из книги В.М.Боковой «Эпоха тайных обществ».

ИСТОКИ РОССИЙСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАКОНАМ
Небольшая цитата из книги В.М.Живова «Разыскания в области истории и предыстории русской культуры», как мне кажется, проливающая свет на глубокие исторические и культурные корни российского необязательного отношения к законам.

АЛЕКСАНДР ЛАВРУХИН КАК ПЛАКАТИСТ
Выдержка из монографии Евгения Степанова «Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция».

«ИДИОТ» Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО С ГРАФИКОЙ А.Н.ЛАВРУХИНА
Три новости для тех, кто следит за творчеством художника Александра Лаврухина.

«НЕДОРОСЛЬ» и ПЁТР I
«Недоросль» Д.Фонвизина и реформы Петра I. Реальный исторический контекст слов Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».

ДЕДУШКА И МЕДНАЯ БАБУШКА
Женитьба А.С.Пушкина: история с приданым Натальи Гончаровой.

НЕТОЧНОСТЬ А.С.ПУШКИНА?
Слово «самовластье» в стихотворении «К Чаадаеву» — допущенная А.С.Пушкиным неточность словоупотребления или же, наоборот, точное отражение его взглядов?

ВСЕШУТЕЙШИЕ СОБОРЫ — ОТКУДА И ДЛЯ ЧЕГО?
Всешутейшие и всепьянейшие соборы не были личным изобретением Петра I.

ПЕРВОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
О самом первом в России лирическом стихотворении.

АРХАРОВЦЫ
Любителям истории Москвы о происхождении слова «архаровцы».

КАК ВЫРАЩИВАЛИ КАПУСТУ В XVIII ВЕКЕ
Технология выращивания капусты, практиковавшаяся в XVIII веке в Копорском уезде.

СРУБ — ОСНОВА ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
Почему русское деревянное зодчество вызывает такой восторг особенно у архитекторов и вообще людей с техническим образованием? А потому что они видят и понимают всю простоту и изящество тех инженерных решений, которые применяли необразованные мужики при строительстве.

ИЗБА И ПЕЧЬ
Согласитесь, что крестьянская изба обязательно ассоциируется в нашем сознании с русской печью. И это не случайно, поскольку исторически изба и печь неразрывно связаны.

ЗАВАЛИНКА
Завалинка – классический атрибут деревенского быта, но попроси-ка кого-нибудь сегодня объяснить, что это такое, и вряд ли услышишь правильный ответ.

ИСПЫТАНИЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИМ АТЕИЗМОМ
По поводу романа Торнтона Уайлдера «Небо — моя обитель».

МЕЧ И САБЛЯ – ХРИСТИАНСТВО И ИУДАИЗМ
Легенда из «Повести временных лет» о том, как поляне уплатили хазарам дань мечами. Символический смысл и значение этой легенды в тогдашней идеологии.

ЛЕТОПИСИ И СТРАШНЫЙ СУД
В чём было предназначение летописей, с какой целью они составлялись – объяснение И.Н. Данилевского из его книги «Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов».

АВТОРСКОЕ ПРАВО НА РУСИ
Мировоззренческий кризис на Руси в XV-XVII вв. как благодатная почва для укоренения авторского права.



• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное

На фото: Ю.В.Манн с «Ревизором» Н.В.Го- голя; на обложке - рисунок А.Лаврухина.
Известный гоголевед считает рисунки А.Лаврухина наибо- лее адекватным графическим отраже- нием творческих идей Н.В.Гоголя.

На фото: Научные гоголеведческие издания, в оформле- нии которых исполь- зованы рисунки А.Лаврухина.


Rambler's Top100 Rambler's Top100