ОРНАМЕНТ КАК УПРАВЛЕНИЕ
Дополнение к статье «Терминатор и птица-наблюдатель». И плюс к этому — какие последствия имеет то, что слово «Аллах» не переводят на русский язык.


«Повторяющийся орнамент ненавязчиво, но упорно и скрыто приучает человека к ощущениям, которые сродни многим представлениям об Аллахе, едином, единственном и непостижимом добром Творце»[1], — пишет М.Б.Пиотровский в своей книге «О мусульманском искусстве».

Не имеет значения, что речь идёт об искусстве мусульманском, — важен общий принцип: орнамент — узор из повторяющихся элементов, — является инструментом воздействия на подсознание.

Воздействия за счёт чего? А как раз за счёт повторяемости. А поскольку управление — целенаправленное информационное воздействие на объект, — возможно лишь тогда, когда объект к этому управлению восприимчив, т.е. когда это информационное воздействие способно изменить информационное состояние объекта, встроить в него свой информационный модуль, до того объекту не присущий, то орнамент как последовательность повторяющихся элементов (которые могут быть отдельными значимыми символами) подобен машине для вбивания в землю свай, только вбиваются не сваи и не в землю, а символ (элемент орнамента как порция информации) вбивается в подсознание, внедряется в информационную структуру объекта.

Таким образом, совершенно логично предположить, что использование орнаментов в организации визуальной среды должно, по идее, значительно усиливать её программирующее воздействие на подсознание человека.

* * *

Кстати, в приведённой здесь мною цитате из книги М.Б.Пиотровского (как и, замечу, практически в абсолютно любых русскоязычных текстах на мусульманские темы, включая большинство переводов Корана) содержится ещё один (возможно, со стороны лично М.Б.Пиотровского ненамеренный) пример эгрегориального управления: арабское слово «Аллах» означает по-русски «Бог», однако это слово дано непереведённым, что создаёт у русскоязычных читателей впечатление, будто бы у мусульман какой-то свой собственный Бог по имени Аллах; что объективно работает на разделение народов («разделяй и властвуй»), хотя в Коране речь идёт о том же самом Боге, что и у христиан.

17 мая 2008 года.
Тимофей Веретяхин.

P.S. Ещё на тему эгрегориального управления см., например, «Сталин, Булгаков и… чёрная сотня?», а по поводу управления как такового — см. здесь.

Ссылки:
[1] Цит. по: Махлина С.Т. Семиотика сакрально-религиозных представлений / Светлана Махлина. - СПб.: Алетейя, 2008. - стр. 98.


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100