КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ФОРМУЛА ИЗ 12 СЛОВ
Похоже, я открыл формулу, которая, по идее, должна позволить любой фирме обеспечить себе значительное повышение уровня своей конкурентоспособности.


Написав о Корпоративной Книге, я сразу же задумался над тем, как повысить конкурентоспособность в ситуации, которая совершенно неизбежно возникнет через какое-то время…

Ведь, смотрите, само по себе наличие у фирмы Корпоративной Книги как некой коллективной памяти того социального организма, каким является фирма, даёт повышение конкурентоспособности за счёт обеспечиваемого такой Корпоративной Книгой более высокого уровня приспособляемости фирмы к постоянно меняющемуся рынку, а также за счёт принципиально более высокого уровня взаимопонимания между её сотрудниками…

Но если вдуматься, то обнаружится, что конкурентоспособность фирмы в таком случае повышается именно по сравнению с теми фирмами, которые о формировании своей Корпоративной Книги пока ещё не задумались…

Но и ежу понятно, что неизбежно настанет момент, когда Корпоративные Книги будут практически у каждой фирмы. Ведь вспомним, что в России когда-то собственные сайты были буквально только у нескольких фирм, а сейчас свой сайт есть практически у каждой фирмы. Поэтому логично предположить, что абсолютно так же будет и с Корпоративными Книгами…

Так вот, постановка задачи такова: как обеспечить повышение конкурентоспособности фирмы в условиях, когда все её конкуренты так же, как и сама эта фирма, уделяют внимание формированию собственных Корпоративных Книг?

* * *

У меня с самого начала, когда я стал думать над этой задачей, было чувство, что решение кроется в той же самой Корпоративной Книге, и я стал Книгу анализировать… Точнее, я стал анализировать тот ПРИНЦИП, по которому Книга формируется.

Итак, что мы делаем, когда, скажем, формулируем и вносим в Книгу миссию компании? Или, например, что мы делаем, когда вносим в Книгу удачную фразу, которая позволила менеджеру Иванову снять сомнения, которые возникли по такому-то конкретному вопросу у потенциального клиента? Или же что мы делаем, когда, скажем, в описание процедуры контроля качества вносим уточнение, позволяющее в будущем избежать пропуска дорогостоящих ошибок?

Так что мы делаем? Мы описываем / уточняем / совершенствуем одну из сотен или тысяч частных концепций управления (концепций управления для достижения той или иной частной цели — скажем, во время переговоров побороть какое-то определённое возражение или, например, залатать прореху в системе контроля качества).

А что такое согласованная и внутренне непротиворечивая совокупность частных концепций управления? Это совокупная концепция управления (или просто — концепция управления).

Но тогда что же получается? Получается, что, формируя Корпоративную Книгу, мы описываем управление фирмой по полной функции управления.

* * *

Для справки:

Полная функция управления — это, согласно Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ), иерархически упорядоченная последовательность разнокачественных действий, включающая в себя:

1) Опознавание фактора среды, с которым сталкивается интеллект управленца, во всём многообразии процессов Мироздания.

2) Формирование стереотипа распознавания фактора на будущее.

3) Формирование вектора целей управления в отношении данного фактора и внесение этого вектора целей в общий вектор целей своего поведения (самоуправления).

4) Формирование целевой функции (концепции) управления на основе решения задачи об устойчивости в смысле предсказуемости поведения.

5) Организация целенаправленной управляющей структуры, несущей целевую функцию управления.

6) Контроль (наблюдение) за деятельностью структуры в процессе управления, осуществляемого ею.

7) Её ликвидация в случае ненадобности или поддержание в работоспособном состоянии до последующего использования.

* * *

Итак, формула конкурентоспособности выглядит следующим образом:

«Корпоративная Книга — это подробное словесное описание управления фирмой по полной функции управления».

Что даёт эта формула?

Во-первых, если сравнивать с теми фирмами, у которых Корпоративная Книга является всего лишь коллективной памятью для хранения всяких работающих фишек и потому заполняется бессистемно и заполняется лишь теми данными, с которыми управленцы сталкиваются непосредственно в процессе функционирования фирмы, то в данном случае Книга заполняется системно (что уже плюс по сравнению со стихийностью) и, кроме того, прорабатываются те моменты, с которыми ещё на практике не столкнулись (и, соответственно, ещё не потеряли деньги в случае, если при первых практических столкновениях с этими моментами, будучи к ним не готовыми, приняли ошибочные управленческие решения). И в таком вот упреждении событий — первое слагаемое конкурентоспособности.

Во-вторых, эта формула содержит в себе методику формирования Корпоративной Книги — понимая суть управления по полной функции и как это управление выстраивается, мы таким образом имеем перед собою план того, что и каким должно быть в Книге, чтобы её содержимое было бы внутренне непротиворечивым. Те же, кто пишут свою Корпоративную Книгу чисто формально, не понимая сути собственных действий, непротиворечивости вряд ли достигнут… И во внутренней непротиворечивости руководства для персонала, каким является Корпоративная Книга, — второе слагаемое конкурентоспособности.

И, в-третьих (а на самом деле — во-первых), вдумайтесь: Корпоративная Книга является ОПИСАНИЕМ управления фирмой, т.е. Книга ОТРАЖАЕТ уже существующее положение дел в управлении фирмой и/либо отражает то, каким это управление должно быть… Иными словами, данная формула является одновременно и формулой ПОСТРОЕНИЯ / ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ. То есть по данной формуле мы проектируем и совершенствуем управление фирмой.

И, с этой точки зрения, Корпоративная Книга становится проектной и одновременно рабочей документацией ВСЕГО управления фирмой (т.е. во ВСЕЙ полноте рассмотрения).

Что является третьим (и самым главным) слагаемым конкурентоспособности, поскольку позволяет грамотно выстраивать реальное управление фирмой.

* * *

Поскольку:

1) в программу большинства ВУЗов курс ДОТУ включён, к сожалению, ещё долго, полагаю, не будет (и потому конкурентоспособность России будет повышаться не столь быстрыми темпами), и

2) многие фирмы всё ещё действуют, увы, по принципу: «Думать некогда — работать надо!», и потому осваивать ДОТУ руководство таких фирм явно не будет и, соответственно, и к построению управления фирмой, и к Корпоративной Книге никаких особых требований предъявлять не будет,

то, даже создавая свою собственную Корпоративную Книгу, но создавая её просто как коллективную память для хранения работающих фишек, такие фирмы, действуя стихийно, никогда не смогут выстроить такое оптимальное и внутренне не противоречивое управление, какое смогут выстроить те, кто на данный момент способен воспользоваться формулой: «Корпоративная Книга — это подробное словесное описание управления фирмой по полной функции управления».

* * *

Очевидно, что и предложенное решение является лишь временной мерой повышения конкурентоспособности, поскольку всё быстро меняется и общий уровень управленческой культуры в обществе неуклонно повышается… Но этой «временной меры» хватит, по моим прикидкам, ещё на несколько десятков лет, как минимум.

25 сентября 2008 года.
Тимофей Веретяхин.

P.S. Уважаемый посетитель сайта, если нужно, разработаю для Вашей фирмы Корпоративную Книгу. Пишите на timofeyru@mail.ru.

P.P.S. Работаю только с московскими фирмами, т.к. необходимо моё частое личное присутствие, чтобы непосредственно наблюдать жизнь фирмы, вживую общаться с Вами и Вашими сотрудниками.


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100