АРИСТОКРАТ
Краткая, но, на мой взгляд, необычайно выразительная характеристика дворян-аристократов, — для отрезвления тех, кто сегодня идеализирует и романтизирует былую дворянскую аристократию и видит в её возрождении залог возрождения России. Взята мною из книги В.М.Боковой «Эпоха тайных обществ» (курсив мой — Т.В).


«Дворянин, претендующий на светскость и хороший тон (условно говоря, «аристократ»), по определению был бездельником. Социальный статус просто не позволял ему самолично одеваться, своими руками набивать трубку табаком или, скажем, задёргивать занавески. На всякое усилие имелся слуга, и дворянину было неприлично заниматься лакейским и вообще «неблагородным» делом. Это порождало сознание непрестижности любого труда, а как следствие — неспособность и неумение трудиться. Как замечал художник гр.Ф.П.Толстой, одним из первых в своей среде отказавшийся от этого аристократического предубеждения, «избалованная модная молодёжь не выдерживает ни учения, ни занятий, где требуется постоянный труд, которого они боятся — как физического, так ещё более — морального. Может быть, некоторые из них и хотели бы чему-нибудь выучиться, если бы можно было какую-нибудь науку вдруг проглотить как ложку лекарства (…), у них, вероятно, стало бы духу приняться за науку».

По стандарту, сложившемуся во второй половине XVIII в., допускалось посвятить пару часов досуга «приятным искусствам» или наукам, но аристократ, целиком предавшийся такому занятию, жертвующий ему всё время и пренебрегающий для него светскими обязанностями, рисковал испортить реноме и сделаться объектом пересудов и насмешек (что отчасти произошло и с Ф.П.Толстым). Допускалось демонстрировать совершенство навыков и познаний в каком-нибудь деле, даже не входящем в набор немногих одобряемых светом областей (карты, лошади, драгоценности, гастрономия и пр.), но при обязательном условии, что труд, затраченный на достижение этого совершенства, вся «кухня» остаётся невидимой. В противном случае опять-таки неизбежен был подрыв светской репутации. Н.М.Карамзин, посвящая ежедневно по 5-6 часов упорного труда своей «Истории государства Российского», тем не менее, неукоснительно являлся по утрам для прогулки на «царский круг» (всему Петербургу известный маршрут пеших променадов императора Александра), где толокся в эти часы высший свет, а по вечерам обязательно принимал у себя салонных гостей, с которыми нередко засиживался далеко за полночь».


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100