ИСТОКИ РОССИЙСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАКОНАМ
Небольшая цитата из книги В.М.Живова «Разыскания в области истории и предыстории русской культуры», как мне кажется, проливающая свет на глубокие исторические и культурные корни российского необязательного отношения к законам.


С интересом читаю книгу В.М.Живова «Разыскания в области истории и предыстории русской культуры». В ней, в частности, есть обширный (более ста страниц) необычайно познавательный раздел «История русского права как лингвосемиотическая проблема». Две трети этого раздела отведено византийскому (церковнославянскому) праву на Руси и аргументированному доказательству того, что оно, хотя и было у нас распространено, но было явлением культурно-богословско-идеологическим (как неотъемлемая часть христианского наследия Византии) и в собственно юридическом смысле почти совсем не работало (на практике же руководствовались русским правом, находившемся, по В.М.Живову, вне культуры, то есть в области обычая)… А дальше идёт разговор о реформе Алексея Михайловича, об Уложении 1649 года, переведшего неформально действовавшее русское право в статус официального и таким образом введшего русское право в культуру. И вот цитата:

«Итак, со времени Алексея Михайловича русское право вводится в сферу культуры, и это сказывается на всех аспектах формирования новой юридической системы. Вместе с тем, став правом культурным, новое право оказывается в преемственных отношениях со старым культурным правом, и юридическое сознание, выработавшееся в условиях оппозиции русского и церковнославянского права, переносит на него атрибуты культурного права, как они понимались в России.

Сюда относится прежде всего основной атрибут культурного права – его недейственность. Попав в сферу культуры, новое право перестаёт быть непосредственно связанным с юридической практикой, получает определённую автономию как одно из областей культурного творчества, и поэтому прагматический аспект законодательства отходит на второй план. Хотя новые законы и не вовсе не применяются, но вопрос об их применении оказывается второстепенным как для законодателя, так и для общества. Поэтому некоторые законы не применяются никогда, и ни один закон не применяется с обязательностью» (стр. 256).

8 сентября 2007 года.
Тимофей Веретяхин.












• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100