АЛЕКСАНДР ЛАВРУХИН КАК ПЛАКАТИСТ
Выдержка из монографии Евгения Степанова «Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция».


«Особняком в ряду современных плакатистов стоит творчество А.Лаврухина (см. на цветной вклейке).

А.Лаврухин — известный книжный график, поэт-верлибрист. Он иллюстрировал произведения Гоголя, Блока, Рабле, Джойса, многих современных литераторов. В своём творчестве А.Лаврухин широко использует аллюзии, вводит в графическую ткань своих произведений знаменитые советские плакаты, т.е. использует центон — художественный метод, который в поэзии активно применяли в восьмидесятые годы поэты-иронисты (В.Друк, А.Еременко, В.Коркия и другие). Этот путь в плакатной графике не всегда даёт положительный результат, ибо внедрённые в сознание и подсознание высокие образцы социального (зачастую военного) плаката население не может воспринять сквозь призму иронии и стёба. Положительного эффекта авторы иронических плакатов социального характера добиваются не часто. Если гипербола как приём в этом контексте «срабатывает», ирония, как правило, — нет.

Показательны в этом смысле работы А.Лаврухина, навеянные творчеством знаменитых плакатистов — Д.Моора («Ты записался добровольцем?»), Н.Ватолиной и Н.Денисова («Не болтай»). Прежние стереотипы в этих плакатах разрушаются, а новые ценности не создаются.

В социальных плакатах большое значение имеют не реминисценции и аллюзии, а тёплый юмор. И не случайно приз на одном из московских фестивалей получил социальный плакат студии OPEN DESIGN за работу «Больше ЛУЖКОВ, парков и скверов» (см. в цветной вклейке).

У А.Лаврухина удачнее получаются плакаты, в которых он художественными средствами борется с алкоголизмом, пьянством. Выразительны плакаты «Пьянству бой», «Не пей! Козлёночком станешь!». Интересен плакат, показывающий политику двойного стандарта США, — «Язык мира всем понятен», где изображена Статуя Свободы с дубинками в руках (см. на цветной вклейке).»

Опубликовано 26 декабря 2007 года.

Литература:
1. Степанов Евгений. Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция. М.: Вест-Консалтинг, 2006.

Справка из книги:
«Евгений Степанов — известный практик и теоретик рекламы, основатель и генеральный директор фирмы «Вест-Консалтинг», специализирующейся на проведении рекламных кампаний, автор нескольких книг, в том числе «Плакаты Госстраха как социокультурное явление» (М., 2003) и «Карманные календари Госстраха» (М., 2004).
Новая книга Евгения Степанова — «Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция» — результат длительной исследовательской работы. Монография написана во время учёбы автора в аспирантуре факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова. Это первое специализированное издание в нашей стране о социальной рекламе».




 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100