ЛЕТОПИСИ И СТРАШНЫЙ СУД
В чём было предназначение летописей, с какой целью они составлялись – объяснение И.Н. Данилевского из его книги «Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов».


Летописи, по мнению И.Н.Данилевского, зародились и бытовали на Руси как своеобразные «книги жизни» («книги животные» или «книги вопросные»), которые должны быть предъявлены Богу на Страшном Суде.

Летописи составлялись, начиная с 30-х годов XI в., непосредственно накануне конца времён, который пытались более или менее точно рассчитать. Сначала, по мнению И.Н.Данилевского, они составлялись как рассказ о крещении Русской земли как условии спасения всех новообращённых (когда считалось, что для спасения души достаточно самого факта крещения), а затем, когда эта идею «большой эсхатологии» (идею коллективного спасения всех, принявших крещение) заменили в общественном сознании на идею «малой эсхатологии» (идею индивидуального воздаяния за содеянное) их стали вести уже в качестве «официального свидетельства» того, что то или иное лицо раскаялось в совершённых им грехах и искупило свои прегрешения богоугодными делами, либо что не раскаялось и не искупило.

Если, пишет И.Н.Данилевский, эти предположения верны, то тогда становится ясным, почему по истечении 7000/1492 года, когда напряжённейшее ожидание Конца Света достигло на Руси своей кульминации, летописание как вид исторических источников довольно резко меняет свой характер, а после 7077/1569 года, в котором видели последнюю ближайшую дату наступления Конца Света, вообще прекращается, и Лицевой свод Ивана IV становится по существу последней общерусской летописью. (Хотя в XVII – первой половине XVIII в. продолжают вестись местные и частные записи, внешне напоминающие летописи, они уже не могут дать и не дают общей картины истории страны и имеют иную цель создания).

Тогда становятся объяснимыми и многие моменты, избранные для составления новых летописных сводов и их редакций: большинство из них совпадает с предполагаемыми датами Второго пришествия. Возможно, с этим связано и особое отношение к летописям: летописи, «написанные и хранимые в секрете» (Джером Горсей), наряду с прочими сокровищами, составляли часть царской казны и, видимо, рассматривались как государственное достояние.

Тимофей Веретяхин.
15 декабря 2008 года.

По материалам книги: И.Н.Данилевский. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. – М.: Аспект Пресс. 2004.


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100