МЕЧ И САБЛЯ – ХРИСТИАНСТВО И ИУДАИЗМ
Легенда из «Повести временных лет» о том, как поляне уплатили хазарам дань мечами. Символический смысл и значение этой легенды в тогдашней идеологии.


Эта расположенная в недатированной части «Повести временных лет» легенда о хазарской дани в современном изложении звучит приблизительно так: пришли воинственные хазары к полянам и сказали: платите, мол, дань; поляне меж собою посовещались и уплатили хазарам от каждого жилья по мечу; увидав такую дань, хазарские старцы сказали хазарскому князю, что, мол, недобрая эта дань, поскольку мы завоевали эту дань оружием, острым только с одной стороны, то есть саблями, а у полян оружие обоюдоострое, то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дань с нас и с других земель.

Современный историк Игорь Николаевич Данилевский в своей книге «Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов» (которая, по моему мнению, даёт очень многое для понимания сути обобщённых средств управления высших приоритетов) весьма, на мой взгляд, аргументировано доказывает, что легенду надо прочитывать не буквально, а на уровне образов, и задаётся вопросом: какой смысл вкладывал церковный летописец в образы меча и сабли, противопоставляемые в легенде?

И.Н.Данилевский указывает на параллель между легендой и образной системой послания ап. Павла к Римлянам («…ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены»), где присутствуют вместе и образ меча как символа власти от Бога, и подати (дани) как знака веры (исполнения закона): «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нея: Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло. И потому надобно повиноваться не только из страха, но и по совести. Для сего вы и подати платите: ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые».

Т.е. поляне выступают в легенде, с одной стороны, как истинно верующие (в отличие от хазар), а потому подчиняющиеся власти хазарского князя и платящие ему дань. С другой же стороны – как избранные Богом, сами потенциальные «Божии служители», которые «не без ума» носят мечи – символ власти. Отсюда – и вывод, сделанный хазарскими старцами о том, что станут поляне когда-нибудь собирать дань с них и с других земель.

Обоюдоострый меч, пишет И.Н.Данилевский, – один из атрибутов богоизбранного народа, как следует из 149 псалма: «…благословит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе… Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, Для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, Заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, Производить над ними суд писанный. Честь сия – всем святым Его».

Понять логику летописца в этой легенде позволяет, по мнению И.Н.Данилевского, и обращение к тексту Апокалипсиса, в котором из уст Христа «выходил острый с обеих сторон меч», поэтому послание Ангелу Пергамской церкви начинается со слов: «Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч». Именно этим мечом («мечом уст Моих») собирается сражаться Вседержитель с Пергамом, если город не отступится от идолослужения и николаитской ереси. Богословская трактовка обоюдоострого меча основывается на послании ап. Павла к Ефесянам, в котором упоминается «меч духовный, который есть слово Божие». И.Н.Данилевский предполагает, что именно отсюда св. Андрей, архиепископ Кесарийский (экзегетические труды которого были хорошо известны в Древней Руси) в толковании на Апокалипсис определяет этот образ как «Евангельское учение, обрезующее сердце и отделяющее верных от нечестивых».

При таком понимании образа меча, имеющего два лезвия, по мнению И.Н.Данилевского, допустимо следующее толкование разбираемой легенды о хазарской дани: хазарские старцы, противопоставляя полянский меч своей сабле, они «не отъ своея воля» признают превосходство христианства над иудаизмом, «двух лезвий» нового меча духовного (Ветхий и Новый заветы) над «одним лезвием» Ветхого завета. И тогда легенда о дани занимает вполне ясное место в «Повести временных лет» – в повествовании о том, «како избра Богъ страну нашю на последнее врћмя», и во всей системе церковной идеологии, работающей на доказательство того, что Русь – богоизбранная страна.

Тимофей Веретяхин.
14 декабря 2008 года.

По материалам книги: И.Н.Данилевский. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. – М.: Аспект Пресс. 2004.


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100