ОБЛОМОВ
Ключи к пониманию романа И.А.Гончарова.


Одна из проблем программы школьного курса литературы — её неопределённость по отношению к роману Ивана Александровича Гончарова (1812-1891) “Обломов”[1]. К тому есть две главные причины.

• Первая состоит в том, что его героям (и Обломову, и Штольцу) при всём их различии одинаково не свойственен революционный пафос, что отличает их обоих, например от Базарова (центральный персонаж романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”) и героев романа Н.Г.Чернышевского “Что делать?”. И поскольку заказчикам и составителям программы школьного курса литературы в советские времена желательно было показать, что революции в России начала ХХ века имеют органичные истоки в самой русской интеллектуальной культуре, то они включили изучение “Отцов и детей” и “Что делать?” в программу курса литературы, одновременно подавая И.А.Гончарова как второстепенного аполитичного писателя, который в своём творчестве ушёл от магистрального пути общественного прогресса.

• Вторая и по существу — главная причина — отсутствия в обязательной программе школьного курса литературы “Обломова” состоит в том, что судьбы его героев Обломова и Штольца невозможно понять, если не вдаваться в рассмотрение вопроса о том, что:
> Обломов — продукт библейски-православной культуры России;
> а Штольц — в своих семейных нравственно-психологических корнях — продукт реформации, в культурном наследии которой границы между кальвинизмом и лютеранством существуют далеко не во всём.

Т.е. И.А.Гончаров в романе “Обломов” показал проблематику, которую невозможно было понять и разрешить на основе библейского мировоззрения в любых его модификациях: российско-православной, иудейской, протестантской, марксистской. Отсюда и проистекает не разрешённая в романе проблематика[2]:

При взаимной симпатии и дружеских чувствах Обломова и Штольца, их общем детстве, — они не могут объединиться в жизненном потоке событий в общем деле:

• Штольц своей бурной частнопредпринимательской деятельностью вносит вклад в создание ещё только предстоящего в ХХ веке глобального биосферно-экологического и социального кризиса, но он не видит этих перспектив.

• Обломов, в отличие от Штольца, самозабвенно занятого делом, чувствует, что Штольц делает что-то не то, и знает, что в этой суете он соучаствовать не должен, но в чём Штольц не прав, Обломов не понимает и потому не может выразить альтернативы ни своему безделью, ни только ещё ведущей человечество в будущий тупик деятельности Штольца.

И оба героя романа честны и правы; и оба ошибаются, но каждый из них по своему прав и по-своему ошибается.

Это — один из примеров воплощения в жизнь издревле известного алгоритма «разделяй и властвуй», хотя хозяев и заправил этого алгоритма И.А.Гончаров не показал. Но всё это в соотнесении с последующим ходом истории человечества говорит о том, что в своём романе А.И.Гончаров затронул и показал проблематику более значимую, нежели это сделали И.С.Тургенев и Н.Г.Чернышевский в романах “Отцы и дети” и “Что делать?”.

Примечания:

[1] В разные периоды истории России-СССР этот роман то появлялся в программе, то из неё исчезал. Так, например, во времена «сталинизма» роман “Обломов” И.А.Гончарова — «проходили», а во времена хрущёвской «оттепели» — его не было в школьной программе по литературе. Насколько нам известно, во времена реформ он снова вернулся в школьную программу по литературе.

[2] Много путешествуя по России и миру, И.А.Гончаров, побывав в посёлке Чабда на реке Мая близ Охотского моря, сделал запись:

«Вёз меня Егор Петрович Бушков, мещанин, имеющий четыре лошади и нанимающийся ямщиком у подрядчика якута. Он живёт с последним в одной юрте: тут и жена и дети... Отчего Егор Петрович Бушков живёт на Ичугей-Муранской станции, отчего нанимается у якута и живёт с ним в юрте — это его тайны, к которым я ключа не нашёл...».

«Тайны этой, — пишет автор статьи, в которой мы обнаружили запись И.А.Гончарова (“Я помню дверь дома, из которого вышел”, Владимир Карпов, “Литературная газета” № 30, 2004 г.), — почему русский Бушков жил в одной юрте с семьёй якута — спустя полтора столетия, оказавшись в Чабде, не разгадал и я. Все жители Чабды — эвенки, и все — Бушковы».

Дореволюционный И.А.Гончаров, послереволюционный В.Карпов и другие представители российской “элиты” сотни лет ищут и не могут найти ключа к «тайне» Егора Петровича Бушкова потому, что эта «тайна» лежит открыто — «на поверхности»: жил в юрте с эвенками русский мещанин душа в душу и в результате 150 лет спустя все эвенки Чабды стали Бушковыми, то есть русскими…
___________________________

Источник: www.dotu.ru.




 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100