ПЕРВОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
О самом первом в России лирическом стихотворении.


Первое российское лирическое стихотворение было написано в 1725 году В.К.Тредиаковским. До того в силлабической поэзии XVIII века индивидуальная позиция автора выражалась только через само содержание произведения — через постановку и решение проблем, которые автор считал важными, через утверждение философских, гражданских и этических идеалов, которых придерживался автор. Чувства же свои автор выражал разве что через отдельные восклицания… Главной же чертой, характеризующей произведение как лирическое, является то, что в центре такого произведения находится не объект, не факт, не событие, а ОТНОШЕНИЕ субъекта к факту, событию…

* * *

«Первым лирическим произведением, написанным сознательно в определённом жанре, заранее избранном автором и им же обозначенном, свидетельствуя о начале процесса рождения у нас жанрового мышления, становится элегия на смерть Петра I, сочинённая Тредиаковским в 1725 году. Во всяком случае это было первое дошедшее до нас от того времени лирическое произведение, имевшее чёткое жанровое обозначение и датированное самим автором.

Историю русской лирики XVIII века открывает не просто элегия, а элегия гражданская, что не случайно. Появление её было связано со значительным ростом общественно-политического сознания человека в Петровскую эпоху. «Элегия о смерти Петра Великого» ещё мало отличается от виршевой поэзии переходного времени, тесна её связь с «декламациями» и ранней русской драматургией. Выражение печали о смерти Петра Великого автор передаёт устами аллегорических фигур: Славы, Паллады, Марса, Нептуна, Политики. Авторская речь присутствует здесь лишь во вступлении:

Что за печаль повсюду слышится ужасно?
Ах знать Россия плачет в многолюдстве гласно!
Где ж повседневных торжеств, радостей громады?
Слышь, не токмо едина. Плачут уж и чады!

и в заключении:

Всюду плач, всюду туга презельна бывает.
Но у бога велика радость процветает:
Яко Петр пребывает весел ныне в небе,
Ибо по заслугам там ему бытии требе…

Но именно эта авторская речь, да ещё собственное сознание автора, что он создал элегию — то есть стихотворение, выражающее глубокую «печаль» его и всей России о смерти Петра, заставляет воспринимать это произведение как один из первых опытов зарождающейся национальной русской лирики. Ранняя утрата царя-преобразователя России осознаётся как событие не только национального («Россия плачет»), но и мирового значения («Со стенанием в слезах Вселенная ныне…»). Просветительские преобразования, начатые в России были надеждой «мира», и они должны быть продолжены.

«Элегия о смерти Петра Великого» вошла в первый национальный опубликованный сборник лирики «Стихи на разные случаи», изданный В.К.Тредиаковским в качестве приложения к переведённому им куртуазному роману П.Тальмана «Езда в остров Любви» (СПб., 1730).

Рождение национальной лирической поэзии было связано в основном с двумя переворотами, совершившимися в сознании человека того времени: он увидел себя гражданином растущей европейской державы и почувствовал ценность собственной личности. Художественным выражением этих изменений в душе человека и стала ранняя лирика Тредиаковского» [стр.34-35].

22 октября 2008 года.
Тимофей Веретяхин.

По материалам: Большухина В.П. В.К.Тредиаковский и возникновение новой русской лирики // В.К.Тредиаковский и русская литература. Отв. ред. А.С.Курилов. — М.: ИМЛИ РАН, 2005. — 300 с.


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100