М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Политический подтекст произведения.


Из пяти произведений лермонтовского цикла «Герой нашего времени» «Тамань» и «Княжна Мери» написаны автором в форме дневника. Что же нам может дать пристальное рассмотрение именно дневниковой формы повествования? Этот вопрос и будет предметом данных заметок.

* * *

Перед читателем Журнала Печорина возникает дилемма: как воспринимать здесь речь? Вариант первый: воспринимать как речь литературного героя (Печорина). Вариант второй: воспринимать как речь автора «Героя нашего времени», т.е. речь самого М.Ю.Лермонтова. В последнем случае у читателя появляется возможность прочтения (некоторых) слов опубликованного текста в качестве личного обращения М.Ю.Лермонтова к своим современникам, к своим друзьям и врагам.

Это соображение можно подкрепить словами самого М.Ю.Лермонтова. В предисловии к «Герою нашего времени», язвительно говоря о «нашей публике», он пишет следующее:

«Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она ещё не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое, и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар».

Разве это не прямой намёк читателю на то, что в тексте «Героя нашего времени» надо искать подтекст? – и подтекст скорее всего политического характера, ибо Кавказ, где разворачиваются основные события повествования, был в то время и местом ссылки декабристов; и здесь в армейской среде не могло не быть разговоров на политические темы: у всех служащих на Кавказе тогда ещё очень свежа была память о совсем недавнем блестящем командовании выдающегося генерала русской армии А.П.Ермолова, уволенного в отставку распоряжением Николая I.

Рассмотрим два фрагмента из повести «Княжна Мери».

Фрагмент 1

«Здесь на водах, преопасный воздух; сколько я видел прекрасных молодых людей, достойных лучшей участи, и уезжавших отсюда прямо под венец… Даже, поверите ли, меня хотели женить!»

Хотя эти слова принадлежат не Печорину, а Вернеру, но тем искуснее и является этот пассаж М.Ю.Лермонтова, заставляющий работать оба образа – и Печорина, и Вернера, – на создание второго смыслового плана повествования.

Учитывая известные политические события того времени (восстание декабристов на Сенатской площади и казнь пятерых из них), вполне можно предположить, что в «Герое нашего времени» речь на втором смысловом плане идёт не о водах целительных источников Пятигорска, а о водах Невы. Тогда возникает следующее возможное прочтение приведённого фрагмента текста: «прекрасные молодые люди» – это декабристы; они уезжали «отсюда», т.е. из Петербурга; и попадали «прямо под венец», т.е. были сосланы прямо в Сибирь.

А слова «меня хотели женить» в таком прочтении могут означать ни что иное, как грозившую самому М.Ю.Лермонтову ссылку в Сибирь за известное стихотворение «Смерть Поэта», написанное в связи с убийством А.С.Пушкина.

Фрагмент 2

«Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не отдам».

В свете уже изложенного вполне можно допустить, что здесь М.Ю.Лермонтов говорит о себе и от своего имени. И если отвлечься от романтического и бытового словесного окружения, то печоринское «свободы моей не отдам» может звучать как дерзкий вызов самому императору Николаю I, который, в силу своего неослабного личного внимания к идеологической стороне творчества М.Ю.Лермонтова, был, вероятно, одним из наиболее вдумчивых читателей «Героя нашего времени».

8 сентября 2007 года.
Опубликовано 18 сентября 2007 года.
Александр Лаврухин.


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100