«ЖАДНИ ВЕСЕЛИЯ» — КАК НАЗЫВАНИЕ БЕЗУДЕРЖНОГО СМЕХА В РИТУАЛЕ ПРОВОДОВ В «ИНОЙ МИР»
Ю.М.Лотман указывает на наличие ритуала в «Слове о полку Игореве». Цирковое искусство и «Злато слово» Святослава.


В статье 1971 года Ю.М.Лотман в подкрепление своих рассуждений о вассалитете дружины князя Игоря приводит фразу из текста поэмы:

«Попутно уместно было бы обратить внимание на специфичность термина «веселие» в «Слове о полку Игореве»: «А мы уже дружина жадни веселия». В этом случае оно, вероятнее всего, употреблено как синоним «чести-награды»<…>».

* * *

Сцена с «жадни веселия» дружины Святослава Киевского в «Слове о полку Игореве» идёт за словами о «времени Бусовом», а перед тем, напомню, речь шла о «Готских красных девах», и потому, как мне видится, разговор о «чести-награде» здесь абсолютно не к месту, поскольку он ничего не объясняет.

Ведь что получается? Великий князь Святослав со своей дружиной (которая автором поэмы только что была названа словом «бояре») находился на горах Киевских, но где там, спрашивается, сражение? Где в «Слове» говорится о сражении на Киевских горах? Ведь, по Ю.М.Лотману, только выигранное сражение может быть для князя Святослава причиной тут же ритуально раздавать «честь» своей дружине…

* * *

И хотя понятно, что трактовка Ю.М.Лотмана не верна ни в целом (поскольку рыцарства и европейских вассальных взаимоотношений в Киевской Руси не было), ни в частности (поскольку в «Слове» нет ни какого сражения на Киевских горах), тем не менее, подход Ю.М.Лотмана сослужил хорошую службу, указав на то, что сцена со «жадни веселия» - это РИТУАЛ.

* * *

Обратимся к истории циркового искусства. В исследовательской литературе по истории цирка отмечается, что смех и ритуальное веселье при определённых условиях может явственно восприниматься как основной компонент в ритуальном(!) проводе в «иной мир» (на «тот свет») намеченного к тому персонажа (жертву).

Исходя из этих наблюдений за жизнью замкнутых сообществ (цирк, рыцарские ордена и т.п.), мы можем рассматривать ключевую сцену с «жадни веселия» с предыдущей сценой с «Готскими красными девами» с их песнями «времён Бусова» (вариант: Гадские девы с песнями Беса?) и с последующей сценой «Злата слова» Великого князя Святослава (сборище 12 князей) как звенья одной цепи, приводящей нас к пониманию того, ЧТО будет, собственно, происходить в сцене «Злата слова».

По этому поводу Д.С.Лихачёв, в частности, пишет: ««Золотое слово» Святослава Киевского обходит всю Русскую землю по окружности – её самые крайние точки».

Исходя из всего выше сказанного, я прихожу к выводу, что «Злато слово» Святослава – это ритуальное действо, смысл которого нужно будет ещё постичь. А пока завершу этот очерк цитатой из труда С.М.Макарова «Шаманы, масоны, цирк. Сакральные истоки циркового искусства»: «Все компоненты цирка, начиная от 13-метрового манежа и купола над ареной <…> до внешнего рисунка акробатических, гимнастических трюков и комбинаций, формы реквизита наделены знаковой функцией, подчёркивающей и выявляющей внутреннюю сущность происходящего перед зрителями <…>».

* * *

К сказанному добавлю только то, что к этому труду С.М.Макарова нам необходимо будет обращаться много раз с тем, чтобы хоть как-то прояснить оставшиеся без вразумительного объяснения «тёмные места» текста «Слова о полку Игореве».

02.02.2007.
Опубликовано на сайте 24 мая 2008 года.
Александр Лаврухин.

P.S. Другие материалы о «Слове о полку Игореве» ещё см. здесь.

Литература:
1. Слово о полку Игореве. М., 1800 г. (репринт), стр. 25-26.
2. Ю.М.Лотман. О русской культуре. Статьи и исследования. С-Пб., 2005 г., стр. 84-106.
3. Д.С.Лихачёв. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978 г., стр. 43.
4. С.М.Макаров. Шаманы, масоны, цирк. Сакральные истоки циркового искусства. М., 2006 г. стр. 175, 262.
5. Н.Ю.Бубнов. Слово о полку Игореве и поэзия скальдов. С-Пб., 2006 г., стр. 41, 48, 119.


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100