СРУБ — ОСНОВА ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
Почему русское деревянное зодчество вызывает такой восторг особенно у архитекторов и вообще людей с техническим образованием? А потому что они видят и понимают всю простоту и изящество тех инженерных решений, которые применяли необразованные мужики при строительстве.


Когда современный человек с техническим образованием вдруг по-настоящему осознаёт, что и простая крестьянская изба, и сложнейший деревянный царский дворец имеют абсолютно одну и ту же конструкционную основу – стандартный бревенчатый сруб, то это осознание производит на человека просто неизгладимое впечатление.

Ведь что такое сруб? Это цельносвязная бревенчатая конструкция, состоящая из «венцов» – прямоугольников, сложенный из четырёх брёвен, концы которых специальным образом соединены как друг с другом, так и с «венцом», находящимся выше, и с «венцом», расположенным ниже. И гениальность заключается в том, что прочность такой конструкции обеспечивалась её же собственным весом!

Хорошо подогнанные брёвна прочно держались друг в друге, и развалить такую конструкцию могла только очень большая нагрузка «в распор» (возникавшая, в основном, в месте соприкосновения с кровлей), но и против этой нагрузки в конце концов у простых плотников нашлись свои средства – верхние венцы стали стягивать специальными брёвнами (переводами) и делать пазы по всей длине всех брёвен сруба, значительно увеличивающие общую прочность конструкции.

Кстати, за счёт того, что сруб – конструкция цельносвязная, практически никогда не возникало проблем с фундаментом – достаточно было под все четыре угла подставить по смолистому пню или подложить по большому камню. (Если речь идёт об избе, то тут надо сказать, что тяжёлая русская печь часто требовала своего, отдельного фундамента, который тоже делался так же без затей).

Срубы изготавливали, в основном, из сосны либо из ели. В местностях же бедных строевым лесом использовали берёзу и даже ольху. Ольха же шла на изготовление хозяйственных и/или быстровозводимых временных построек (поскольку, повторим, основным инструментом строительства был топор, и обработка им мягкой древесины ольхи требовала гораздо меньше времени и усилий, чем твёрдая древесина сосны или ели).

На нижние венцы сруба шли самые толстые брёвна. Если вся конструкция была большой (и, соответственно, предполагалось, что на нижние венцы будет большая нагрузка) или же если сооружение возводилось в сырой местности, то нижние венцы делались из дуба либо из лиственницы, поскольку их древесина была особо прочной и стойкой к гниению.

Поскольку срубы рубились из «спелых» деревьев (т.е. из сосен и елей, как минимум, столетнего возраста), у которых перепад толщины ствола становится заметен только каждые три сажени длины, то эти три сажени и стали своеобразным стандартом длинны стороны обычного сруба, и потому срубы 6.4 м х 6.4 м являются наиболее распространёнными.

Конечно, плотники умели делать стены и более длинными, и ими были изобретены разнообразные приёмы сращивания и наращивания брёвен, но эти приёмы применялись относительно редко, поскольку, как правило, они требовали всяких дополнительных соединений – железных скоб, гвоздей и т.п. (хотя и были способы наращивания, в которых обходились без применения железа), но в любом случае место соединения становилось слабым местом конструкции (и потому при устройстве фундамента место сращивания брёвен требовало отдельной опоры).

* * *

И вот срубы были, говоря современным языком, основными элементами, основными кубиками конструктора, из которых можно было составлять любые здания.

Скажем, многие крестьянские дома представляли собою несколько рядом поставленных и между собою соединённых сруба. А если же срубы ставились не рядом друг с другом, а друг на друга, то это уже было, говоря сегодняшним языком, высотное строительство, которое было особенно распространено в ремесленных слободах и городских посадах (т.н. «посадская архитектура») и являлось особым признаком зажиточности владельца.

Комбинируя срубы, меняя их длины сторон, по-разному устраивая кровли, плотники и достигли того потрясающего разнообразия, которое зовётся русским деревянным зодчеством.

13 ноября 2008 года.
Тимофей Веретяхин.


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100