ПОРА МЕНЯТЬ ПОДХОДЫ
Поиски разрешения ситуации с подорожанием продуктов питания ставит правительство перед необходимостью изменить свои подходы.


Каждый человек мыслит и действует в соответствии со своими представлениями о мире. Следовательно, меняя представления человека о мире, можно изменить его мышление и действия… Данный тезис наглядно проиллюстрирован недавней историей с подорожанием хлеба (являясь одновременно и кардинальным решением создавшейся ситуации).

1. Миф о саморегуляции рынка

Начну с того, что в сознании чиновников царит миф о саморегуляции рынка, и потому они, оправдываясь перед либеральным общественным мнением, как мантру повторяли словосочетание «рыночные меры»: мол, ситуацию с подорожанием решили рыночными мерами. И хотя не решили, а лишь отсрочили. И хотя любому очевидно, что во Владивостоке договорённость между производителями и продавцами вряд ли была бы достигнута без административного нажима со стороны властей, и что поставку государством сырья по ценам существенно ниже среднерыночных трудно назвать рыночной мерой.

Мне кажется, что пора громко с официальной трибуны заявить об отказе смотреть на жизнь сквозь призму мифа о саморегуляции рынка и наконец-то прислушаться к тому, что вот уже несколько лет говорит С.Лисовский, который из интервью в интервью с цифрами на руках показывает, что в сельском хозяйстве (и, от себя добавлю, не только в нём) реально никакого свободного рынка нигде в мире нет, что везде всё жёстко зарегулировано государствами, что все государства активнейшим образом субсидируют своих сельхозпроизводителей (что, естественно, сказывается на ценах на продовольствие).

И, отказавшись от мифа о саморегуляции рынка и перестав на кого-либо оглядываться, наше государство (как система управления обществом) начнёт руководствоваться своим собственным разумом и своими собственными государственными целями, которые закреплены в нашей Конституции (а по Конституции, напомню, Россия является социальным государством, т.е. государством, ориентированным на человека).

2. Привычки

Читая многочисленные статьи, в которых анализируется сегодняшняя ситуация с подорожанием, я обратил внимание на то, что аналитики рассматривают вопросы производства продуктов питания, их продажи, но совершенно не касаются вопроса потребления. А вот тут-то, на мой взгляд, как раз живёт ещё один миф общественного сознания, устранив который, мы не только получим дополнительные резервы, но и попутно поможем в реализации другого нацпроекта.

Дело в том, что любой диетолог скажет, что структура рациона питания сегодняшнего среднего россиянина очень и очень далека от современных научных представлений о здоровом питании, и что наблюдается большой перекос в сторону хлебобулочных и макаронных изделий. А причинами тому являются, во-первых, широко распространённое наплевательское отношение к собственному здоровью, а во-вторых — миф о том, будто здоровое питание непременно требует больших денег.

Если государство целенаправленно займётся пропагандой здорового питания и здорового образа жизни, то результатом этого будет не только сокращение потребления хлебобулочных изделий, но и сокращение потребления продуктов питания в целом (ибо многое тут определяется банальными привычками, которые, если задастся такой целью, можно массово изменить — при помощи СМИ). И в результате может оказаться, что предложение на российском рынке продуктов питания (даже если оставить неизменным сегодняшний уровень сельскохозяйственного производства) станет настолько превышать спрос, что произойдёт перераспределение в пользу экспорта в другие страны.

И при этом, безо всякого сомнения, будет внесён громадный вклад в реализацию нацпроекта по улучшению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни (которую сокращают всё те же вредные привычки, особенно — в питании).

* * *

Понятно, чтобы пропаганда здорового образа жизни была действенной, необходимо предложить каждому значимую цель, показать, ради чего жить, ради чего быть здоровым (подробнее — см. здесь), что в конечном итоге может поставить вопрос о возврате к такому понятию, как официальная государственная идеология.

* * *

Сегодняшнее подорожание — это первый звоночек, сигнализирующий о том, что пора поменять подходы к управлению и пересмотреть основополагающие мировоззренческие установки. Иначе все разговоры о возрождении России, об усилении её конкурентоспособности так и останутся разговорами, и правительство так и будет в режиме МЧС латать всё возникающие дыры…

29 марта 2008 года.
Тимофей Веретяхин.


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100