В ВЫСТУПЛЕНИИ В.ПУТИНА НЕ ХВАТИЛО ТОЧНОСТИ
Уточнения к выступлению В.Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года».


Очевидно, что выступление В.Путина на расширенном заседании Государственного совета было ориентировано на задание самых общих целей (и направлений) развития, самых общих критериев определения того, насколько правильно в своей деятельности общество и управленцы придерживаются обозначенных направлений. Поэтому было бы странно требовать, чтобы в этом выступлении были бы описаны какие-то конкретные способы решения тех или иных проблем.

Вместе с тем, я считаю, для столь важных программных заявлений постановку даже самых общих задач и описание критериев нужно, на мой взгляд, делать с гораздо более высокой степенью точности.

Поясню на двух наиболее важных примерах:

1. Пример первый

Говоря о том, как преодолеть сегодняшнюю неэффективность российской экономики, В.Путин сказал о качестве управлении лишь вскользь, как о частности:

«Это – масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики. Для этого нам потребуется и принципиально иное качество управления предприятиями, и изменение практически всех используемых в России технологий, почти всего парка машин и оборудования. Причём лучшие технологии – это в большинстве случаев и самые энергоэффективные, энергосберегающие технологии, самые экономичные и экологически чистые».

И в такой подаче информации содержится огромная неточность, поскольку для повышения эффективности нашей экономики качество управления играет вовсе не частную, а самую что ни на есть ключевую роль.

Дело в том, что в условиях, когда так чрезвычайно велика сложность структуры экономики и межотраслевых связей, на первое место выходит качество управления – как экономикой в целом, так и каждым её звеном, пусть даже самым микроскопическим. И сейчас то, как мы живём, зависит не только и не столько от того, как мы трудимся, сколько от того, как нами управляют, от того, насколько управленчески грамотно осуществляется «сборка» частных процессов, идёт ли речь о труде сотрудников микроскопической фирмы, о функционировании ли большого завода, состоящего из множества производств, об управлении ли городом, регионом или целой страной.

Сейчас для России нет ничего, что было бы важнее повышения качества управления всеми процессами, любыми по своим масштабам и важности; и потому об этом надо было, считаю, упомянуть особо.

И хотя далее В.Путин сказал:

«Очевидно, что для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые требования к государственному управлению. Оно должно способствовать формулированию чётких целей развития и создать систему, ориентированную на их достижение»,

но и здесь, увы, нету точности и однозначности...Надо было чётко и однозначно сказать, что для достижения поставленных целей и повышения конкурентоспособности России как мировой державы всё государственное управление России должно быть поставлено на единую ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ базу (которая включает в себя все перечисленные В.Путиным требования), и что для этого все государственные чиновники любого ранга должны пройти курсы повышения управленческой квалификации на основе Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ).

2. Пример второй

В.Путин сказал:

«Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сейчас Министерство образования работает над этими стандартами. Я хочу, чтобы это было предметом обсуждения в обществе в целом. Это должны быть современные стандарты».

И вот тут-то нужно было непременно сказать, какими в общем и целом должны быть эти стандарты.

Фраза могла бы быть приблизительно такой:

Главной характеристикой современного мира является бешенная скорость информационных процессов. Информация, технологии обновляются чуть ли не ежегодно. Особенно хорошо это заметно в области компьютеров и электроники. И жизнеспособность отдельного человека и общества в целом определяются скоростью освоения произошедших изменений. А конкурентоспособность общества определяется скоростью и качеством выработки в нём новых знаний и технологий. Поэтому новые стандарты образования должны быть нацелены на то, чтобы человек научался обрабатывать новую для него информацию и вырабатывать новые знания.

Как видите, всё достаточно коротко. Но если об этом не сказать чётко, точно и однозначно понимаемо (безо всяких «инноваций» и др. иностранных и по-разному понимаемых разными людьми слов), если не задать общее направление разработки стандартов, чиновники от образования так и будут заниматься утрамбовыванием учебного расписания, стараясь впихнуть туда как можно больше всё разрастающейся информации, и закончится всё это тем, что вновь начнутся разговоры об увеличении продолжительности формального обучения…

Уже сегодня каждый, кто хочет чего-то добиться, должен учиться всю жизнь — всю жизнь заниматься самообразованием. А что будет завтра? А затра постоянное самообразование станет нормой для всех (иначе в один момент отстанешь навсегда). И потому всё, что требуется от образования формального, так это научить человека учиться.

* * *

Считаю, что отсутствие в выступлении таких вот чётких и однозначно трактуемых смысловых акцентов создаёт благоприятную почву для невыполнения и/или извращения чиновниками заданных установок, поскольку, как известно, каждый действует в меру своего понимания, а мера понимания у каждого разная.

10 февраля 2008 г.
Тимофей Веретяхин.


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100