ЛЕНИНСКАЯ КУХАРКА
О нереализованном проекте введения поголовной управленческой грамотности.


Многие знают, что после 1917 года большевиками в кратчайшие сроки был проведён небывалый по своим масштабом образовательный проект, в результате которого миллионы доселе неграмотных людей научились читать и писать.

Но на самом деле функциональная грамотность народа была не единственным, а только лишь первым слагаемым того проекта. Вторым же слагаемым первоначально была поголовная управленческая грамотность.

Вот цитата из относительно недавней классики: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». (В.И.Ленин «Удержат ли большевики государственную власть?», 1918 г.).

В условиях, когда велика сложность структуры экономики и межотраслевых связей, на первое место выходит качество управления – как экономикой в целом, так и каждым её звеном, пусть даже самым микроскопическим. Поэтому управленческая грамотность каждого участника экономического процесса повышает качество управления экономикой в целом, а, следовательно, и общую её эффективность.

Кроме того, понятно, что поголовная управленческая грамотность делает манипулирование народом абсолютно невозможным. Ведь манипулирование – это самое обычное управление, управление сознанием и поведением человека; и ясно, что знание человеком законов управления предельно снижает возможность применения втёмную этих законов против него самого.

Понятно, что если бы обучение управлению было бы реализовано, то тогда тут же накрылась бы медным тазом троцкистская идея перманентной революции, поэтому вопрос о всеобщей управленческой грамотности был снят. (Да вообщем-то это отчасти и хорошо: эффективное управление не построить на основе абстракции марксистской политэкономии, поскольку все её категории невозможно измерить).

Позже совершенно, на мой взгляд, здравая идея о том, что каждая кухарка должна УЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ государством, преподносилась авторитетами общественного мнения эпохи гласности в искусно отредактированном виде – и поскольку большинство советских людей работы «классиков» читали по диагонали и вообще предпочитали воспринимать информацию «на слух», с чьих-то слов, а не из первоисточника, – в массовом сознании прочно отложилось, будто бы В.И.Ленин говорил, что каждая кухарка может управлять государством. Что не соответствует ни тому, что он на самом деле утверждал, ни тому, что для управления таким объектом, как государство, очевидно, нужны не просто бытовые управленческие навыки, а высокий уровень знания (а, главное, освоения) теории управления, поскольку в управлении государством цена ошибки в принимаемых решениях необычайно велика – судьбы миллионов людей.

Если проект введения поголовной управленческой грамотности будет реализован сейчас, при сегодняшнем уровне управленческих знаний, если со школьной скамьи АБСОЛЮТНО ВСЕМ РОССИЯНАМ будет преподаваться Достаточно Общая Теория Управления (ДОТУ), общая конкурентоспособность России поднимется на небывалую высоту.

Тимофей Веретяхин.
20 сентября 2007 года.


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100