ПОДХОД ДА ВИНЧИ
Заметка, адресованная управленцам, в которой рассказывается о том, для чего, на мой взгляд, Леонардо да Винчи создавал словесные описания своих картин.


Леонардо да Винчи перед тем, как приступить к работе над картиной, составлял словесное описание того, что предстояло изобразить. Вот фрагмент одного из таких описаний: «Море, мутное и бурное, должно быть полно крутящейся пены между вздымающимися валами, и ветер должен поднимать на разимый им воздух более тонкую пену, как густой и обволакивающий туман; нарисуй корабли, застигнутые бурей, — один из них ты сделаешь с разодранным парусом… вместе с каким-нибудь оборванным канатом… Нарисуй людей, крича обнимающих обломки корабля»[1].

Зачем Леонардо да Винчи нужны были словесные описания? Полагаю, для осознания. Для более глубокого осознания собственного художественного замысла.

И здесь, на мой взгляд, необходимо сказать о соотношении мировоззрения и миропонимания. Ведь что такое мировоззрение? Это, грубо говоря, картинка в мозгу, на уровне образов отображающая то, как человек воспринимает мир. При этом, что крайне важно, эта картинка может быть (и у подавляющего большинства людей является) неосознаваемой. А что на практике значит «неосознаваемой»? А это значит, что человек почти ничего не может сказать о своей картинке. Следовательно, и не может анализировать, так как при анализе оперируют не образами, а словами, эти образы обозначающими. И вот тут-то как раз мы и выходим на такое понятие, как миропонимание, т.е. на мышление словами, которые можно понимать. Наверное, любой человек может припомнить какие-то свои открытия, озарения (когда что-то доселе сложное и непонятное, вдруг в один миг становилось простым и понятным), которые посещали его именно в момент написания текста или устного объяснения кому-то другому (т.е. в момент перевода своей внутренней картинки во внешнее слово).

Человек, словесно описывая ту картинку, что у него в мозгу, тем самым расширяет то пространство, которое реально осознаёт. И чем точнее, чем детальнее, чем подробнее это описание, тем более тонкие процессы становятся доступны его пониманию (и возможному управлению) и… тем подробнее становится воспринимаемая им картинка!

Так вот, а любое искусство — это управление образами и ассоциациями, возникающими в сознании зрителя, слушателя, читателя… Но чтобы управлять образами в чьём-то сознании, нужно их для начала осознать самому. А иначе как же тогда ими управлять? Как же вообще предвидеть их возникновение? Как же в итоге добиться возникновения у людей именно того впечатления, какое хотел передать своим произведением?.. И, более того, ещё надо учесть, что во времена Леонардо да Винчи практически все картины обязательно содержали в себе некое аллегорическое послание, перевод которого на язык художественных образов уже сам по себе требовал от художника немалой интеллектуальной работы, которая, ясное дело, без осознания просто невозможна…

Но какое, спрашивается, всё это имеет отношение к управлению? А самое прямое. Дело в том, что реальное управление невозможно без чёткого задания цели. Если цель не задана или задана нечётко, то имеет место иллюзия управления, самообман или обман. А чтобы её чётко задать, надо сначала её себе чётко представить… Да, конечно, в бизнесе цель управления обычно выражается в цифрах, но надо понимать, что цифры появляются в результате перевода описания цели с языка мысленных образов на язык цифр, который невозможен без промежуточного перевода языка мысленных образов на язык слов. Если за цифрами нет чёткого образа, и управленец не способен словами подробно описать, какой он видит ту ситуацию, когда цель уже достигнута, если он не может чётко описать словами желаемое (идеальное) состояние объекта, которым этот управленец управляет, то можно считать, что реально он ни чем не управляет, а живёт иллюзией, будто он чем-то управляет, потому что на самом деле цель управления (то самое идеальное состояние объекта) реально не задана и не может быть им осознана. Поэтому подход Леонардо да Винчи мне видится весьма актуальным…

6 ноября 2007 года.
Тимофей Веретяхин.
P.S. На ту же тему см. статью о творческой концепции рекламы.

[1] - Мильдон В.И. Другой Лаокоон, или о границах кино и литературы. Эстетика экранизации. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. — стр. 24.


• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

 

главная контакты человек философия экология культура управление бизнес политика разное


Rambler's Top100 Rambler's Top100